Величайшим божеством алтайского народа считается Хозяин Алтая, известный также как Алтайдын ээзи. Если увидеть Хозяина Алтая во сне, это свидетельствует о его поддержке. Древний ритуал "кыйра буулары", связанный с почитанием Алтайдын ээзи, заключается в привязывании ленточек на перевалах. В течение долгого времени алтайцы привязывали белые ленты не только на перевалах, но и рядом с родниками, которые считаются священными местами, а также на местах, где растет можжевельник (арчын) - символ Алтая.
В настоящее время, восстанавливая обряды, традиции и верования, белые ленты (кыйра, дьалама) стали привязывать повсюду. Некоторые люди привязывают ленту в соответствии с определенными правилами, другие подражают, увидев, а третьи делают это просто так.
Смысл привязывания лент заключается в том, что человек, который привязывает ленту, обещает охранять природу Алтая, сохранять традиции и обычаи народа, а также быть верным своему народу. Привязывая белую ленту, человек просит проявить благосклонность Алтая, его Хозяина (Алтайдын ээзи) к себе. Это действие также является выражением любви к природе Алтая.
При этом существуют определенные правила, которых должен придерживаться каждый, кто привязывает ленту. Ленты привязываются к березе, лиственнице или кедру с восточной стороны, но никогда на ель или сосну. Лента должна быть шириной от 3 до 4 см и длиной от 70 до 90 см. Предпочтительно использовать новую ленту, изготовленную заранее, и предпочтительно, чтобы она была белого цвета. Ленту следует отрывать вручную, а не резать.
Цвет ленты также символичен: белый цвет олицетворяет молоко, жизнь; желтый - солнце и луну; розовый - огонь; голубой - небо и звезды; зеленый - природу в целом. Когда человек привязывает ленту, он должен обратиться к природе, выразив желание мира, счастья и здоровья для своих близких (алкыш). На одном и том же месте ленту следует привязывать ТОЛЬКО один раз в год. Ленту нужно привязывать к ветке дерева одним узлом, осторожно, чтобы не повредить кору. Если у человека нет готовой ленты, лучше ничего не привязывать, нет ничего плохого в этом.
Дерево, на которое привязывается белая лента, не должно быть срублено или повреждено. Привязывающий ленту должен быть в чистоте, в его семье в течение года не должно происходить смертей. Мужчина должен снять головной убор при привязывании ленты. Во время этого действия не должно быть смеха, шума, ссор. Привязывающий должен выразить свои желания и просьбы к Хозяину горы, просить о счастливом пути, благополучии и выразить благопожелания.
После привязывания ленты исполнитель должен обратиться к Востоку, поклониться, опуститься на колени, вытянуть обе руки вперед или только правую руку сгибом вперед. Но если просто привяжешь ленту и не выполнишь поклон, то это не будет непристойным. Нельзя говорить громко, ругаться или спорить на священных местах. Тот, кто не соблюдает эти правила, будет наказан природой сам или его близкими родственниками.
Важно помнить, что обряд привязывания лент не проводится в убывающую луну или в темное время суток.
Алтайские жители - алтайцы выполняют обряд повязывания лент (кыйру) на деревьях. Этот ритуал используется для поклонения духам определенных мест - целебным источникам (аржанам), вершинам перевалов и местам с особыми свойствами.
Для осуществления обряда привязывания ленточек-дьялама (Jалама) необходимо соблюдать определенные условия. Используется новая натуральная однотонная ткань (бязь) белого цвета (иногда голубого, зеленого или желтого). Она рвется на ленты определенной длины и ширины, а затем повязывается на деревья несколькими способами, которые тщательно регулируются. Также важно контролировать длину концов после повязывания.
Обряд проводится только в период растущей луны и в первой половине дня. Повязывать ленты могут как мужчины, так и женщины, в зависимости от конкретного места. В семье совершающего обряд не должно было быть смертей за последний год. Кроме того, нельзя повязывать ленты на деревья с иголками, за исключением кедра, который считается священным деревом в некоторых районах.
Столь важные ритуалы могут немного отличаться в различных народностях алтайцев. Поэтому точно сказать, что является правильным, трудно.